Африканский оазис христианства

Имя Эфиопия этой стране дали древние греки. С I по XI век на ее территории существовало сильное царство Аксум. Называлась страна и Абиссинией. Но какое бы имя ни принимала, всегда оставалась самостоятельным государством.

Они были предками современного человека, — утверждает часть палеонтологов и антропологов, говоря об австралопитеке афарском, гоминиде, названном так по находкам в условном Северном Афарском треугольнике в Эфиопии. Он жил 2,5-1 млн лет назад. Хотя другие их коллеги считают эту ветвь гоминидов параллельной по отношению к человеку разумному. Но в отношении термина «эфиопская раса» разногласий никаких, такая раса существует. Она имеет признаки и негроидной, и европеоидной рас, отмечено в путеводителе по странам.

По сравнению с негроидной чаще всего более светлый цвет кожи, более узкий и вытянутый овал лица, не столь жесткие и курчавые волосы, другое строение скелета. По-видимому, эта раса начала складываться в I тысячелетии до н. э., когда с Аравийского полуострова на ее нынешние территории пришли переселенцы, говорившие на семитских языках и отличавшиеся внешне от африканского населения, но ассимилировавшиеся с ним. Хотя есть и другие теории происхождения эфиопской расы.

А в IV в. уже нашей эры в Аксуме распространяется христианство. Эти два события — появление пришельцев и крещение — определили судьбу страны. В Библии есть пророчества, связанные с Эфиопией. Одно из них гласит’ «Эфиопляне будут избиваемы мечом, но не будут уничтожены» (Иез. 30:5; Соф. 2:12). А если вынести за скобки религиозную мистику, то становится понятно, что благодаря христианству это государство впитало европейские принципы государственной политики и всегда им следовало, хотя и не без африканской специфики.

История Эфиопии, начиная с античных времен, состоит из описания побед и поражений в бесконечных войнах, взлетов и падений ее правителей. Только в XIX в. Эфиопия отразила попытки колонизировать ее со стороны Великобритании, Италии и одного из суданских халифатов. Принципиально важную для ее дальнейшего развития победу Эфиопия одержала над Италией при Адуа (1896 г.) в ходе Первой итало-эфиопской войны. Италия признала независимость Эфиопии. И тут нельзя не вспомнить снова императора Менелика II. Он наладил дипломатические и деловые взаимоотношения не только с Россией, но и с Францией, США и Германией. Однако нельзя сказать, что начинания просвещенного и дальновидного монарха были поддержаны его преемниками.

Другой яркой, но неоднозначной фигурой в истории Эфиопии был император Хайле Селассие I (1892-1975), правивший с 1930 по 1974 г При нем страна была оккупирована Италией в ходе Второй итало-эфиопской войны (1935-1941 гг.) и в результате действий эфиопских партизан совместно с британскими войсками освобождена; в 1945 г стала одним из государств учредителей ООН; в 1952 г присоединила к себе бывшую итальянскую колонию Эритрею, что означало выход к Красному морю. В 1955 г была принята Конституция страны, которая закрепляла монархию, но провозглашала всеобщее избирательное право и равенство граждан перед законом. В 1974 г на фоне голода после сильнейшей засухи Хайле Селассие был свергнут молодыми офицерами во главе с подполковником Менгисту Хайле Мириа-мом, марксистом. Но к весне 1990 г рухнул и режим Менгисту. В 1993 г по результатам референдума Эритрея отделилась от Эфиопии. С 1995 г страна стала парламентской республикой, а в последние годы, несмотря на конфликты с Сомали и сепаратистские выступления некоторых национальных общин, вышла на новые позиции в экономике: экспортирует уже не только кофе и немного золота, как раньше, но и масличные культуры, живой скот, ведет разведку месторождений нефти и газа. И все же прорыва в экономике пока не произошло.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.