Приблизительный перевод слова Hu Tong звучит как квартал. Но он не передает всех особенностей этих уникальных построек. Маленькие дома, дворы и улочки объединяются в кварталы, а кварталы создают целые районы. Такие районы хутунов разбросаны по всему Пекину, но особый интерес представляют те, что находятся в старой части города, недалеко от Запретного города. Их история берет свое начало во временах правления династий Юань, Мин и Цин.
Так же, как и весь Пекин, строительство хутунов планировалось по параллелям и меридианам, в строгом соответствии правилам фэн-шуй и императорского этикета. В западных и восточных хутунах проживала аристократия, в северных и южных – простой люд. Каждая мелочь была регламентирована, вплоть до размера дверей, и соответствовала положению хозяина. Статус проживающих определял размеры хутуна, а также его дизайн и убранство.
Самый старинный хутун – Санмао, был построен более 900 лет назад. Хутун Дунси Чжаомин – самый длинный. Хутун Бэй Гунн Фан, расположенный около озера Цинхай, является центром ночной жизни. Кто-то скажет, что хутуны похожи на гетто, но постепенно они реставрируются, превращаясь из скромных «хрущевок» в богемные и престижные места жительства, вроде Монмартра в Париже. Теперь в хутунах открываются модные рестораны, клубы и шоу-румы.
Многие китайцы не видят особой ценности в хутунах и с радостью меняют их на квартиры в многоэтажках. Зато европейцы и прочие «западные» иностранцы находят хутуны очаровательными и колоритными, и переезжаю в них из дипломатических и деловых районов. Несмотря на повышенный интерес к хутунам, многие из них идут под снос. По данным организации ЮНЕСКО из 6000 «хутуновых» кварталов сейчас сохранилось только 25. Из-за желания властей вестернизировать страну, большинство исторических районов просто исчезают. На их месте вырастают огромные бизнес-центры, отели и торговые центры.
Туристы спешат увидеть хутуны своими глазами, пока подлинная атмосфера древнего Пекина не канула в лету. В запутанных лабиринтах улочек старых хутунов течет особенная жизнь: где-то спокойная и размеренная, а где-то бурлящая и неутихающая. Говоря о лабиринтах, мы не используем образное выражение – нескончаемые хитросплетения узких улиц действительно представляют собой лабиринты, в которых легко потеряться, не имея провожатого.
Особый интерес вызывает наблюдение за жизнью хутунов, неважно утром оно происходит или вечером. Китайцы просыпаются очень рано, они любят перед работой заняться спортом, обстоятельно позавтракать и провести время с семьей. Еще одна особенность китайцев – проводить много времени вне дома. Уже в 6 утра жители Пекина на улицах – занимаются спортом, танцами, играют в настольные игры, общаются, читают свежие газеты. В лавках и магазинчиках вовсю идет оживленная торговля.
По лабиринтам хутуна интересно гулять пешком, но еще интереснее прокатиться на велорикше. В большинстве провинциальных китайских городов велорикши и моторикши остаются обычным способом передвижения, в несколько раз более дешевом, чем такси. Но в больших городах они являются аттракционом для туристов. Цена на них соответствуют «туристическим». Можно торговаться, но сбить цену удается далеко не всегда – велорикши здесь достаточно избалованы. Они знают, что для туристов прогулка на велорикше – не способ передвижения, а скорее способ прикоснуться к древней китайской культуре. Такой же древней, как и хутуны, хранящие в своих стенах немало легенд и загадок.