Смоленск

Пограничный город, переживший литовское, польское, французское и немецкое нашествия, редко включают в маршруты по России. И зря: несмотря на то что Смоленск несколько раз стирали с лица земли, здесь сохранились памятники архитектуры, подобных которым нет нигде в стране. Прибавьте к этому усадьбу с парком, виды с крепостной стены и чистую гостиницу — и вот они, несколько хороших поводов отправиться на запад.

Сад Блонье — главный городской парк

Неофициальный центр Смоленска — сквер, заложенный в 1830 году на месте плац-парадной площади (она и называлась архаичным словом «блонье»). На деле это сад с деревьями (самые древние, двухсотлетние, были вырублены пару лет назад городской администрацией) и памятниками: в 1885 году здесь на добровольные пожертвования горожан был открыт монумент композитору-земляку Михаилу Глинке, в честь которого в советское время переименовали сад, хотя смоляне его до сих пор называют по-старому или просто Парком. В городском фольклоре памятник стал ходячей поговоркой и в ответе за все вместо Пушкина: «Кто за хлебом пойдет, Глинка с Блоньки?» В другом углу сада стоят бронзовая статуя оленя и два льва — это трофеи, вывезенные из охотничьего замка кайзера Вильгельма II (подругой версии — сдачи Геринга). Олень — популярное место для встреч: если надо договориться, встречаются именно тут, правда, называя при этом оленя ослом. «Встречаемся у осла» — значит, на углу парка. На площади Ленина, к которой примыкает парк, развлекаются скейтеры и велосипедисты, в парке же находится популярное кафе «Русский двор» в стиле русского терема: его легко узнать по статуям коров у фонтана.

Крепостная стена — остатки укреплений XVI века

Смоленск всегда считался важным стратегическим пунктом: сначала здесь была деревянная крепость, а при Борисе Годунове в конце XVI века возвели новую, каменную. Зодчим был назначен Федор Конь, строивший в Москве стены и башни Белого города (на их месте сейчас находится Бульварное кольцо). Годунов приезжал на закладку стены и назвал ее «ожерельем всея Руси». Крепость была закончена и освящена в 1602 году: шесть километров стены за шесть лет. Стена не раз проходила боевое крещение: держала оборону и в семнадцатом веке, и в девятнадцатом, и в двадцатом. До наших дней дошло всего три километра стен и меньше половины башен — всего восемнадцать. В Громовой башне находится музей «Смоленск — щит России». Можно прогуляться и по самой стене — правда, уже самостоятельно: в восточной части нет ни музея, ни охраны, а местные подростки часто приходят сюда с разными, не всегда благородными целями. Единственный вход — рядом с Авраамиевским монастырем на Тимирязева, откуда нужно пройти триста метров до стены и башен с лестницами. Крутой путь наверх того стоит: со стены открываются виды на все холмы города, Успенский собор и Днепр. Третий способ попасть на стену — подняться в ресторан «Смоленская крепость» в Пятницкой башне, где заодно находится Музей русской водки.

«Шоколад» — кафе с интернетом и хорошим кофе

Лучшее место для завтраков в Смоленске — это «Шоколад», кафе напротив здания администрации Смоленской области, бывшего Дома Советов. Как следствие, здесь частенько можно услышать телефонные разговоры про откаты или слухи про очередную отставку в городе. Приходить в «Шоколад» имеет смысл, чтобы спокойно ответить на письма (тут бесплатный вайфай) за хорошим чаем с сырниками или неожиданно приличным кофе латте; к кофе подают конфеты с надписью «Я в шоколаде».

Советская архитектура: конструктивизм и неоклассицизм

Несмотря на военные разрушения, в Смоленске сохранилось несколько важных памятников конструктивизма. Один — построенный в 1932 году дом имени героев «Железного потока» на Коммунистической, 5, где до своего ареста в 1937 году жил комкор Ковтюх — прототип главного героя романа Серафимовича. Второй — ныне пустующий дом-башня имени Парижской коммуны (РЖСКТ «Труд») на Пржевальского, 26, первое высотное здание в городе, построенное в 1930-х архитектором Вутке с использованием разноцветных кирпичей. Кроме того, в Смоленске много любопытных до- и послевоенных строений в стиле советского неоклассицизма: уцелело, например, угловое административное здание с арочными окнами на Коммунистической, 8/5 (сейчас здесь прописано центральное отделение Сбербанка), и восстановленный после войны двухзальный кинотеатр «Октябрь» на площади Победы с оригинальными винтовыми лестницами.

Ya-Cafe — кафе-клуб с обширным меню

По старинной российской традиции в Ya-Cafe, позиционирующем себя как «первое гастрономическое заведение Смоленска», готовят фьюжн, то есть все что угодно: от драников с лососем до суши и буйабеса. Завтраки стоят от 80 рублей (попробуйте мятный творог с голубикой), а на недорогой бизнес-ланч собираются стаи менеджеров среднего звена. По вечерам ресторан превращается в клуб с ди-джеем и фейсконтролем, куда съезжается смоленский бомонд. Чтобы окончательно и полностью удовлетворить любые запросы клиентов, здесь есть караоке и зал с отдельными кабинками для деловых встреч и переговоров.

Домонгольские храмы — уникальные памятники древнерусской архитектуры

Несмотря на все войны и смены политических режимов, в Смоленске удивительным образом сохранились три церкви XII века. Самая древняя — церковь Петра и Павла на Городянке, которая датируется 1146 годом; примерно на тридцать лет моложе ее значительно перестроенная церковь Иоанна Богослова на Варяжках — ее возраст чувствуется только в лаконичных интерьерах. Самое интересное сооружение — церковь Михаила Архангела, она же Свирская церковь на Смядыне (1180-е), напоминающая своими строгими формами устремленную ввысь европейскую готику. Свирский храм построили по указу Давыда Ростиславича, князя Смоленского, которого впоследствии здесь же и похоронили; в XII веке вокруг него располагалось княжеское подворье. Самый же первый каменный храм Смоленска, Успенский собор, построенный Владимиром Мономахом в 1101 году, до нас не дошел; на его месте, видный почти из любой точки города, стоит собор XVII-XVIII веков в стиле русского барокко.

Фленово и Талашкино — музей в усадьбе Тенишевых

Княгиня Мария Тенишева — смоленская версия меценатов Мамонтова и Морозова, благодаря которой в конце XIX века Смоленск стал важным пунктом на культурной карте России. Тенишева — сама меценат, художница и коллекционер — дружила с Репиным, Васнецовым, Шаляпиным, Врубелем, Рерихом, Бенуа и Стравинским, поддерживала журнал «Мир искусства» и открыла художественные школы в Петербурге и Смоленске. Вместе с мужем, промышленником и археологом-любителем князем Вячеславом Тенишевым, Мария Тенишева увлекалась этнографией, передав в 1911 году в дар Смоленску первый в России музей русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина» — его коллекция и особняк в неорусском стиле на улице Тенишевой принадлежит теперь Смоленскому музею-заповеднику. Недалеко от своего имения Талашкино рядом с селом Фленово Тенишева открыла передовую по тем временам сельскохозяйственную школу и собрала большую библиотеку. Сейчас во Фленово работает филиал музея-заповедника: парк с липами и прудами, фантастический деревянный «Теремок», здание школы и библиотеки, а также церковь Святого Духа с росписями и мозаикой Николая Рериха, служившая до революции усыпальницей князю Тенишеву, а после нее — овощехранилищем.

Оставить комментарий